Из-за океана виднее...

altПосле примечательной речи Барака Обамы в Госдепартаменте многие эксперты не торопились констатировать резкое ухудшение отношений между Израилем и США. Все ждали выступления американского президента на ежегодном съезде Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAС). Обращаясь к влиятельному произраильскому лобби, Обама должен был обозначить "нижнюю" границу американских требований к Израилю.

Заявления, сделанные Обамой накануне, серьезно осложнили положение Израиля на международной арене. Впервые президент США публично поддержал идею отступления к границам 1967 года. Поскольку Израиль ее отвергает, и Обаме это было известно, он сознательно дал понять всему миру, что в этом споре Белый дом не на стороне давнего союзника и ждет от него компромисса в вопросах границ и поселений.

Практически все союзники США в Европе поспешили одобрить позицию Обамы. Об ее поддержке заявили также участники ближневосточного "квартета". Таким образом, Израиль остался один на один с теперь уже единодушным требованием всего мира – уйти с так называемых территорий и позволить палестинцам создать на них свое государство.

Недовольными остались только палестинские радикалы. Так, функционеры ХАМАСа обвинили Обаму в пренебрежении правами палестинцев (в частности, права на возвращение беженцев) и поддержке оккупации. Пресс-секретарь ХАМАС в Газе Абу Зухри заявил, что его движение, возможно, признает Израиль после отступления к границам 1967 года, но переговоры следует вести "по всей исторической Палестине".

Биньямин Нетаниягу отреагировал настолько резко, насколько это возможно в ходе дружеского визита. "Возвращение к границам 1967 года исключено", прямо заявил он, напомнив, что в 2004 году обе палаты Конгресса утвердили резолюцию о незащищенности Израиля в этих границах.

Ранее он сообщил, что Израиль не будет вести переговоры с ПНА и не признает палестинского государства, если в его правительство войдут представители ХАМАСа. Таким образом, Нетаниягу ответил решительным "нет" на все предложения Обамы.

Следующим шагом американского президента было обращение к AIPAС. На этот раз Обама выступил в роли "терпеливого родителя" и постарался, как мог, "подсластить пилюлю". Многие СМИ назвали его речь произраильской, что неудивительно – она была рассчитана на соответствующую аудиторию. Обама эмоционально говорил об исторических связях между США и Израилем и о долге Вашингтона обеспечить еврейскому народу "прочный и надежный" дом. В связи с этим он подтвердил обязательство США увеличить военную помощь еврейскому государству и обеспечить его стратегическое преимущество в связи с обострением ситуации. Он пообещал добиваться от ХАМАС признания Израиля, прекращения насилия и освобождения Гилада Шалита. Глава Белого дома также заверил, что Вашингтон не допустит появления ядерной бомбы у Тегерана. И наконец, он объяснил, что его предыдущее выступление было понято неверно: речь шла не о "механическом" возвращении к границе 4 июня 1967 года, но о линии, скорректированной с учетом современной ситуации на основе согласованного равноценного обмена территориями. Это заявление было встречено аплодисментами.

Однако при этом президент США подтвердил свою незыблемую приверженность принципу создания палестинского государства на основе границ 1967 года и призвал Израиль сделать "трудный выбор" ради достижения стабильного мира. Иными словами, за исключением нескольких реверансов в адрес Израиля, позиция Обамы осталась прежней.

Зато его дружественная экспрессия позволила Нетаниягу в ответном выступлении заговорить об общности взглядов на мирный процесс и дальнейшем плодотворном сотрудничестве. Он заверил, что разделяет стремление Барака Обамы к прогрессу в мирных переговорах, а также призвал все цивилизованное сообщество потребовать от ХАМАСа освободить Гилада Шалита.

"Мир с палестинцами входит в число жизненно важных интересов Израиля. Но мира не будет, если палестинцы не признают нашего права на существование как еврейского государства", - сказал премьер-министр, обращаясь к еврейскому лобби Америки.

Таким образом, речи обоих руководителей перед членами AIPAС продемонстрировали восстановленную дружбу и единодушие. При этом очевидно, что Обама не изменил своего мнения, а лишь сместил акценты. Да и Нетаниягу вряд ли готов на те уступки, которых ждет от него Белый дом. "Скорректированная линия" - слишком расплывчатое понятие, которое дает повод для бесконечных споров. Например, за рамками обсуждения в AIPAС остался вопрос строительства за зеленой чертой, из-за которого палестинцы прервали переговоры и по которому между США и Израилем нет консенсуса.

Лидеры обеих стран обозначили свои позиции, которые во многом расходятся, - ситуация стандартная для международных переговоров на высшем уровне. Но разница в том, что Обаму поддерживает вся Европа, "квартет" и изрядная часть арабского мира, а за спиной Нетаниягу – только маленький Израиль, да и в нем согласья нет. Депутаты от оппозиции уже призвали правительство идти к миру по пути, указанному Вашингтоном.

В сущности, Барак Обама сказал то, что говорили до него многие американские руководители, только, может быть, более откровенно: Израиль должен слушаться Вашингтона, и тогда Вашингтон будет защищать его до конца. Не беда, что его выступления ослабляют позиции Израиля в ближневосточном конфликте. Из-за океана истина виднее. Главное – положиться на Америку и не спорить с ее президентами, особенно когда они рассчитывают на вторую каденцию.

Проблема в том, что влияние США в мире, и особенно на Ближнем Востоке, ослабевает. Перемены, которые происходят в регионе, могут привести к непредсказуемым результатам. И тогда американского вето в ООН, да и американской военной помощи может оказаться мало, чтобы спасти Израиль.


Пожертвование - Stripe

Служения Церкви