Бонифаций

Огромный дуб, посвященный богу Тору, многие десятилетия стоял в Гессене как символ могущества божества, которому поклонялись германцы. Конец его существованию положил скромный христианин, вооружившийся молитвой и топором. Это была всего лишь одна из сцен эпохальной войны, которая продолжается до сих пор. В Гессене, как и везде, победу одержал Господь. Но там это произошло через английского монаха по имени Бонифаций.

Мы, христиане, должны всегда помнить, что принимаем участие в военных действиях, в войне духовной, которая часто остается невидима простому взгляду. Для каждого человека в этом мире есть место по одну или другую сторону баррикады. Многие совершенно неосознанно принимают сторону "князя мира сего", оказываясь на противоположной от нас стороне. Мы стоим на стороне Божьей, и Господь дал нам все необходимое для победы.

Апостол Павел писал: "Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10:4-5). Комментируя этот отрывок Писания, Дерек Принс утверждает: "Новый завет ставит христиан не в оборонительную, а наступательную позицию. Одна из величайших ошибок современных христиан состоит в том, что верующие смотрят на себя, как на тех, кто находится в обороне.… Это заблуждение. Это мы, христиане, должны наступать на нашего врага. Мы не должны бездействовать, ожидая шагов, которые враг будет предпринимать против нас".

Очевидно, что принципы духовного противостояния знал и самый известный римский миссионер раннего средневековья, монах-проповедник по имени Бонифаций. Именно поэтому в своей миссионерской практике он прямо и открыто шел на конфронтацию с силами, стоящими на противоположной от него стороне сражения, зная, что Господь является победителем и Он дает торжествовать во Христе Иисусе всегда.

Бонифаций родился в 680 году в богатой дворянской семье в Девоншире (Британия). Впервые он пришел в монастырь в семилетнем возрасте, а позднее получил направление в Хемпшир. Там он обрел большой авторитет благодаря своим способностям проповедовать и изъяснять Писание. Уже с юных лет он чувствовал свое призвание от Бога идти миссионером к язычникам. В 716 году Бонифаций отплыл на Фризские острова и посвятил много лет проповеди христианства среди местных народностей. Впрочем, всемирно известным Бонифация сделала не земля фризов, а Германия. По значимости и результатам служения английского монаха можно было бы назвать "апостолом Германии", ведь именно он реорганизовал появившуюся тогда Церковь в Баварии и провел евангелизацию Тюрингии и Гессена. Реформаторство Бонифация проявилось и в подборе соратников на миссионерском поприще. В отличие от многих современников и предшественников, он целенаправленно начал использовать сестер-монахинь для благовестия и достиг благодаря этому больших успехов, чем его категоричные братья.

Бонифаций начал свою деятельность в центре Европы в возрасте сорока лет, и его проекты были "хорошо спланированными предприятиями зрелого человека, основанными на трезвом убеждении в том, что Евангелие Иисуса Христа должно быть проповедано тем, кто, по его мнению, все еще был варваром". Так охарактеризовал миссионерство монаха из Девоншира церковный историк Кристофер Досон.

Проповедуя язычникам, Бонифаций часто сталкивался с откровенным неприятием и противостоянием. Но это не умаляло миссионерский пыл англичанина. Наиболее известен случай, когда он в 724 году прямо спровоцировал "поединок двух сил", срубив священный дуб Тора в Гессене для постройки христианского храма. Германцы верили, что боги убьют Бонифация, но когда тот остался жив, они признали, что его Бог могущественнее Тора.

"Христианская жизнь - это не просто сладкая музыка арфы, - писал Дерек Принс. - Каждый посвященный христианин неизбежно обнаружит, что на протяжении всей жизни ему не избежать сражений". Именно через победы, одерживаемые с Господом, Церковь и ее служители достигают тех мест, которые раньше казались недоступными.

Влияние монаха-миссионера не ограничивалось территорией между Эльбой и Одером. После смерти Карла Мартелла, фактического правителя франкского государства, Бонифация пригласили в эту страну, и он дал жизненный импульс всей Церкви франков на последующие десятилетия. Вполне закономерно, что именно Бонифаций помазал на царство нового короля Пипина Короткого из династии Каролингов, продемонстрировав превосходство духовной власти над светской. Будучи человеком твердого характера, высокой учености и святого образа жизни, он достиг многого. Два огромных государства - Франция и Германия - стали христианскими во многом благодаря самоотверженному труду Бонифация.

Конечно же, полное и чистое Евангелие о Христе в средние века было потеряно. Это уже был не один Христос, а Христос и тысячи других дел. Проблема миссионеров, современников Бонифация, да и его самого заключалась в том, что они больше стремились превращать души спасаемых в приверженцев своей конфессии, чем приводить людей в послушание веры к самому Христу. Но призыв: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мтф. 11:28) - продолжал звучать. Исходил он и из уст великого "апостола Германии", который все так же нес свое служение даже в преклонном возрасте. Не только его жизнь, но даже смерть стала свидетельством. И подобно Апостолу Петру он даже смертью прославил Бога (Иоанн. 21:19), умерев как мученик в возрасте 75 лет.

Бонифаций может быть одновременно и объектом критики, и источником восхищения. Первое пусть делают те, кто достиг большего в своем служении Христу, второе - всякий, в ком слова Великого поручения Нашего Господа ("Идите и научите все народы") находят свой отклик.


Пожертвование - Stripe

Служения Церкви